Компьютерные науки (CS), остававшиеся одним из самых популярных направлений почти 30 лет, могут быть переклассифицированы как гуманитарная дисциплина. Американские университеты планируют масштабную реформу учебных программ в этой области.
Инициатива «Level Up AI», запущенная Национальным научным фондом США, предполагает пересмотр подходов к обучению. Как отмечает Мэри Лу Махер, директор Ассоциации вычислительных исследований, будущее CS-образования может сместиться от программирования к развитию вычислительного мышления и понимания ИИ. Компьютерные науки приобретают черты гуманитарного образования с акцентом на критическое мышление и коммуникативные навыки.
Раньше студенты CS изучали множество языков программирования и сложные технические дисциплины. Сейчас, по словам Дженсена Хуанга из NVIDIA, появился новый «язык» — Human. Общение с ИИ-ассистентами вроде ChatGPT или Gemini становится ключевым навыком.
Карингей-Меллонский университет, лидер в области компьютерного образования, уже начал адаптировать программу. Профессор Томас Кортина отмечает, что студенты часто используют ИИ для выполнения заданий, не понимая сути кода. Это создаёт проблемы при трудоустройстве — выпускникам приходится рассылать десятки заявок для получения собеседования.
Преподаватели сталкиваются и с другой проблемой — распространением ИИ-плагиата. Риза Моримото, лектор с 18-летним стажем, отмечает, что современные ИИ-инструменты делают作弊 практически неотличимым от оригинальных работ. Некоторые вузы возвращаются к рукописным заданиям или разрабатывают специальные системы для проверки уникальности работ.
Эксперты подчёркивают: в эпоху ИИ ценность образования смещается в сторону развития уникально человеческих качеств — креативности, критического мышления и эмоционального интеллекта. Как отмечает Алекс Эйкен из Стэнфорда, хотя потребность в классических программистах может снизиться, общее число людей, вовлечённых в создание программного обеспечения, будет расти.
sms_systems@inbox.ru
+ 7 (985) 982-70-55